Вы инженер, выпускник ВУЗа, живущий в отстающей,
недоразвитой стране, но у вас есть мечта изменить жизнь к лучшему. Вы два года
занимаетесь экспериментами по созданию вечного двигателя, естественно
безуспешно. Вы переключаетесь на создание чего то более реального и посвящаете следующе
лет 10 созданию и совершенствованию производственного оборудования, которое
выведет область легкой промышленности из самых отстающих в лидеры экономики и
станет одним из локомотивов возрождения вашей страны. В одной из заграничных
поездок, вы увидите, что Западный мир перешёл на новый уровень развития и
хотите повторить это у себя, но в вашей стране нет никаких технологий для
этого, поэтому это будет не просто сборка готовых компонентов, а вам и вашей
команде надо будет создать с нуля целую индустрию. Вы беретесь за дело,
работаете в команде несколько лет, но 697 из первых 700 изделий которые вы
создали за три года – бракованные. Вы потратили кучу энергии, ресурсов, и всем
посторонним кажется, что продолжение работы – глупость почти идентичная
созданию вечного двигателя. Сдались?
Истрия работы надо созданием первого японского авто сделана в одном из залов в иде комикса |
Нет не сдались. Вы продолжили и победили, ваше дело
продолжат ваши дети и в итоге ваше дело превратиться в самую большую
автомобильную компанию в мире.
Toyota Commemorative Museum of Industry and Technology
(http://www.tcmit.org/english/) – один
из 3х крупных музеев компании Тойота в Нагойе и предместьях. Есть еще два:
Toyota Kaikan Museum (http://www.toyota.co.jp/en/about_toyota/facility/toyota_kaikan/museum/about.html) – это собственно музей при действующей фабрике Тойота,
находится в одноименном городе Тойота где то в часе езды от Нагойи. Основное
здесь это посещение собственно завода.
Toyota Automobile Museum
(http://www.toyota.co.jp/Museum/english/) –
Это чисто автомобильный музей, где выставлены значимые модели как Тойоты так и
других производителей, от начала 20-го века и до наших дней.
Музей технологий выгодно отличается с логистической точки зрения тем
что находиться практически в центре Нагойи, бодрым шагом минут 30 пешком от ЖД
Вокзала, ну или одна остановка электрички/метро. Данный музей находиться на
территории и в помещениях первой оригинальной фабрики Тойода, по производству
автоматизированных ткацких станков. Там же находиться первый офис Toyoda
Automatic Loom Works – то с чего компания начиналась, таким образом именно
отсюда компания берет своё основание, здесь её сердце.
Первый офис Toyoda |
Философия музея = философия Сакичи Тойоды, основателя компании и
выдающегося инженера. Моего таланта баснописца не хватит расписать это всё
красиво, но смысл следующий:
- Monozukuri – «создание вещей». Сакичи Тойода верил, что настоящий инженер должен быть не теоретиком а практиком, он должен брать и пробовать делать вещи самостоятельно. В современном мире мы не имеем возможности посмотреть, как делаются вещи, потому что эти вещи стали очень сложными, технологический процесс на первый взгляд не понятен. Поэтому первая и главная цель – показать, как делаются вещи (в данном случае ткацкие станки и автомобили) и разобрать до мельчайших компонентов механизмы работы этих вещей.
- Spirit of being studious and creative – «Дух познания и созидания/улучшения». Философия компании Тойота, где все и каждый должны глубоко разбираться в той области где они работают и постоянно искать пути усовершенствования своей работы.
Сакичи Тойода был молодым ученым / инженером и большую часть жизни
потратил на создание различных механизмов и станков для ткацкой промышленности.
Он входит в список 10 наиболее известных инженеров Японии и его изобретения
реально подняли легкую промышленности Японии пост-императорской эры до
современных высот того времени. В 30ых годах он со своим сыном начал работу над
созданием первого японского автомобиля, но для этого в Японии не было ничего (не
было понимания как автомобиль работает, как и из чего выплавить сталь для блока
двигателя, как сделать форму кузова). И он, а потом в основном уже его сын
Киичиро, начали эксперименты по выплавке стали для двигателя, на это ушло около
3х лет и как я писал выше, 697 из первых 700 блоков были с браком или
раскололись – сталь не подходила по характеристикам. Тем не менее автомобиль А1
сошел с завода и Киичиро Тойода сразу же отправился на нем в путь длиной 7000
километров по Японии. В дороге машина постоянно ломалась и Киичиро все
постоянно чинил и записывал всё в специальный дневник. Дотошность и основательный
подход к тестированию тоже стали одной из главных идей компании.
Перейдем к собственно музею. Он разделен условно на 3 части:
Текстильный павильон, где представлена эволюция ткацких станков и
веретен от допотопных до современных программируемых.
Автомобильный павильон из двух частей:
·
Лаборатория в которой работали Сакичи Тойода и
его старший сын - Kiichiro Toyoda, над созданием первого японского
автомобиля
·
Собственно сам автомобильный зал, где автомобиль
разобран по-компонентно и представлено как каждый компонент работает, как он
эволюционировал и как он производиться сейчас.
Есть еще 3я часть – детская, но по понятным причинам мы туда не попали.
Символом всего музея является циркулярный ткацкий станок, изобретенный
Сакичи Тойодой как самое высокое и сложное его изобретение. Ну а теперь самое
главное – наверное 95% всех выставленных образцов – рабочие, и сотрудники музей
их постоянно запускают чтобы продемонстрировать работу того или иного механизма.
Начинается это всё как я говорил допотопным ткацким станком и веретеном,
продолжается цифровым станком который создает фотовышивку или полотенца,
которые тут же раздают всем посетителям и плавно переходит к цеху штамповки где
при тебе япошка 120-тонным прессом выштамповывает уменьшенные детали двигателя.
А потом вы переходите в авто-зал где стоит 600-тонный пресс делающий
современные детали авто, роботизированная линия сборки выполняет все действия
по сбору кузова и просто офигеваете. Самое большое наше горе – мы недооценили
размеры музея и его «интересность», почти 3 часа пролетели как 10 минут и он
уже закрывался когда мы только дошли до середины авто-зала, поэтому многое не
успели толком посмотреть. Но и увиденного достаточно чтобы сказать: это,
пожалуй самый крутой музей в котором я был. Он даже побеждает национальный
аэро-космический музей США в Вашингтоне, хотя можете мне поверить – это не
просто. Одно дело – показать крутость той или иной штуковины, другое – передать
дух и энергию людей, которые эту штуковину создали, и в музее технологий Тойота
это реализовано на 100%. Никогда не относился с трепетом к этим машинам, но
теперь невольно они вызывают некий респект и уважуху.
Слайды:
Ничего не напоминает ?? - это прообраз перфокарт, карты для "программирования" вышивки узоров на ткани, созданные Тойодой где то в 20ых годах прошлого века для автоматизации вышивки |
Современный станок, ткущий с какой то бешенной скоросью любые картинки на любом полотне. Тойота до сих пор остается одним из лидеров в мире по производству ткацкого оборудования. |
Так и закончилась наша поездка, на обратном пути пришлось еще побегать
в Хельсинки, так как по традиции с нашим рейсом в Киев были какие-то накладки,
нас не было в списках пассажиров и была пятиминутка паники и беготни в разные
концы терминала, но в итоге все прошло ОК.
Япония это круто! Вот и сказочки конец, а всем кто читал – Аригато Годзаимасита!