Friday, July 3, 2015

Портсмут

Остров Вайт

Город славы Британских ВМС, наверное некий аналог Севастополя наших северных заклятых соседей. Как говорят «испокон веков» тут всегда была база военно-морского флота, но в городе и помимо этого есть много всего интересного. Например:

1. Морские баттареи. В 19ом веке Англия была очень обеспокоена потенциальной высадкой Французских войск у себя на острове, и дабы предотвратить такую возможность был сформирован специальный орган: Royal Commission on the Defence of the United Kingdom, куда вошло достаточно много военных и инженеров. Результатом деятельности этой комиссии была постройка целой серии укреплений берега, в основном вокруг да около Портсмута и Плимута – двух главных баз Британского флота. Выше я уже рассказывал про Fort Needles на острове Вайт. Этот форт был построен для охраны входа в залив Портсмута в 19ом веке и как раз являлся частью этой береговой обороны. В «устье» самого Портсмута были построены 4 морских форта – прямо в море. Они уцелели до сих пор, в годы второй мировой они тоже использовались как фортификации и для поиска немецких подлодок. Сейчас они все в разной степени сохранности, на 1 точно можно попасть – там типа музей/ресторан, на остальные 3 не знаю, думаю если очень захотеть то можно. https://en.wikipedia.org/wiki/Royal_Comm...astal_batteries 

На фотке - один из этих фортов справа от фрегата:






2. Музей высадки в Нормандии. Большинство кораблей для высадки стартовали именно из Портсмута. В музее судя по описанию есть всё на эту тему: и реальные катера, и танки и пушки и все остальное описывающее подготовку и осуществление высадки. Сам по себе музей расположен тоже в древней крепости Портсмута. http://www.ddaymuseum.co.uk/d-day/the-museum

3. На не-военную тему есть например башня Spinnaker – самое высокое сооружение Британии за пределами Лондона. Башня должна быть похожа на парус, можно наверх подняться и посмотреть красивый вид. http://www.spinnakertower.co.uk/about.aspx 





4. Музей Британских деревень в миниатюре. Тут все понятно - http://www.visitportsmouth.co.uk/things-to-do/southsea-model-village-p5502

5. Просто большая и достаточно красивая набережная. Не обошлось без традиционных для английских морских курортов пирсов для развлечений, но в Портсмуте он аккуратный и набережная большая, так что вид не портит.

Так или иначе, сердцем Портсмута является база ВМФ и одноименный музей. База огромная и музей тоже огромный. http://www.historicdockyard.co.uk/site-a...navy-portsmouth По хорошему чтоб обойти музей нужно несколько дней, интересно, что билет дает право посещение музея в течении года, это косвенный показатель что музей мягко говоря не маленький :). Основных «экспонатов» несколько:


1. The Mary Rose – самый старый настоящий военный корабль который можно увидеть в мире. Это флагман флота Генри 8-го, построенный в 1510-ом году, затопленный в 1545ом и недавно поднятый со дна моря и восстановленный. Через 5 лет ему исполниться 500. Корабль изза старины "храниться" в специально построенном современном здании:





2. HMS Victory – действующий флагман ВМС Британии и наверное самый известный военный корабль Британии. Им командовал адмирал Нельсон во время Трафальгарской битвы, на нём его и убили:



3. HMS Warrior – первый Британский железный военный корабль. На то время (1860ый) крупнейший, быстрейший и самый мощный по вооружению корабль мира.



4. Музей подводных лодок


5. HMS M.33 – единственный уцелевший до наших дней монитор. Монитор – это тип корабля который обладает одновременно мощными орудиями и не очень глубокой осадкой, позволяющей оперировать на мелководье. Основное применение – подплывать поближе к берегу и стрелять по нему. Этот конкретный экземпляр после списания в Британии успел повоевать во время Российской гражданской войны за одну из сторон, а потом был возвращен на родину.



6. Музей корабельной артиллерии

Всего музеев и крупных экспанатов – 13 штук. Сейчас есть 14ый – базы и музей Кубка Америки – самого старого в мире спортивного трофея, яхтенный спорт. Дело в том что Портсмут в этом вроде году принимает это соревнование у себя.


Некоторые из музеев достаточно удалены, до них возит отдельный катер или автобус. Также катер может повозить по порту, показать современные корабли и сам порт.




Итого немудрено что входной билет имеет срок действия 1 год. Да, не день или неделю а год, чтоб можно было приехать несколько раз и спокойно все обойти. У нас такой роскоши не было, поэтому мы выбрали Виктори как единственный корабль для посещения. 


К сожалению мы попали на него во время небольшого ремонта, паруса и часть мачт убраны, на верхней палубе ремонт, поэтому он сейчас не такой роскошный как мог бы быть. Все равно это очень увлекательная экспозиция которая ни одного мальчика не оставит равнодушным. Достаточно много гидов расскажут вам о быте, о военной специфике, про Нельсона и тд и тп. Это мой второй уже визит, но все равно очень интересно. В этот раз я обратил внимание на то, что уже в то время у Англичан все было невероятно качественно продуманно и организовано, от хранения боеприпасов (специальные бронзовые пластины везде, специальные защелки чтоб не было искр и система пожаротушения) до подхода к стрельбе. Например одним из важных факторов победы в Трафальгарской битве называют слаженность и скорость стрельбы. У испанцев и французев было сильно больше кораблей, и их крупнейшие корабли имели больше палуб и пушек, но англичане очень много тренировались и могли произвести до 2-3х выстрелов в 5 минут, тогда как у французов и испанцев на залп уходило 5-7 минут, по сути скорострельность англичан была в 3-4 раза выше.









Thursday, July 2, 2015

Остров Вайт (Isle of Wight)

Бристоль и "Юрское" побережье Англии

Добраться на остров Вайт можно несколькими разными паромами, основная линия идет из Портсмута, там даже есть альтернатива – паром или «ракета», второй вариант – паром из городка Lymington. Сайт паромов: www.wightlink.co.uk Цена за машину + 3 человека = 50 фунтов в одну сторону. Паром ходит каждый час, но очень рекомендую заказывать билеты заранее, иначе можно прождать достаточно долго, так как в первую очередь пускают тех кто забронировал заранее, а паром не резиновый и направление популярное. Мы не бронировали но нам откровенно повезло в обе стороны, оба раза мы были последней машиной которую запустили на паром. 

Паром идет 30-40 минут, на нем есть палуба с кофе-чаем-плюшками и верхняя палуба на которой можно позагорать, поклацать виды. 




На остров мы приехали последним паромом (и последней машиной на пароме), было уже поздно, так что хорошо, что остров маленький и ехать в отель было недалеко. Отель достаточно прикольный: http://www.albionhotel.info/ Достаточно старая постройка, начинала свою жизнь в начале 19го века как частный дом какого-то вельможи и была преобразована в отель различными пристройками в середине и конце того же века. Колониальный такой, олд-скульный отель на берегу моря. С отелями на IOW интересная ситуация, они в основном работают на внутренний рынок поэтому на тот же букинг.ком выставляют ограниченное количество номеров, как я убедился на своём опыте надо не сдаваться если букинг говорит что мест нет, идти напрямую на сайт отеля и как правило места будут.

Что интересного на IOW? Ну море для меня это всегда интересно. Вообще курорт стариковский, и основные развлечения под стать – разные сходняки по интересам, выставки, походы и посиделки. Есть еще парусный спорт, но это надо уметь. Меня привлекли 3 вещи – возможность искупаться, потом местечко The Needles – самый запад острова и дом Осборн – летняя резиденция королевы Виктории.

По порядку:
Купание – не доставляет особенного удовольствия. Галька крупная и мерзко-больная, хотя акупунктура говорят полезна. Вода – ледяная, кажется по ощущениям что градусов 15. Люди плавают в основном в хороших гидрокостюмах. Но галочку мы поставили.

The Needles – во первых там красиво, несколько острых скал как бы впиваются в море перекрывая частично вход в гавань Порстмута, откуда и пошло название. Во вторых там интересная природа – зимой ветер достигает 150 км в час, от того все деревья растут аэродинамично, практически параллельно земле. В третьих тут место интересной военной истории. Во 19ом веке была построена старая батарея, во время второй мировой – новая. Форт старой батареи очень живописно расположен и есть что посмотреть. На территории новой батареи был расположен Британский «Байконур» - в 60-70ые года там поставили пусковые шахты, собирали и запускали в космос первые и последние ракеты целиком и полностью собранные и запущенные в Британии.








Дом Осборн – это гигантский дворец королевы Виктории. Похоже что это было одно из любимых ее мест, и так как женщина она была не бедная, все обустроено в лучшем виде. К сожалению внутри снимать нельзя, но поверьте на слово – Индийский зал очень даже впечатляет. Погуглите, там красиво. Интересно расписан быт Виктории, например то что за день она сменяла минимум 5-6 нарядов. Так как процесс был не быстрым и трудоёмким, платья готовились на несколько дней вперед, таким образом день был расписан минимум на 2-3 дня вперед. Помимо этого это место где росли дети Виктории, а их было 7 или 8. Поэтому большая часть дворца посвящена королевским детям – их кроватки, их игрушки, их кухня, их столовая и тд. Отдельным пунктом является «Швейцарский домик». Это подарок от отца – Алберта. Он немец и воспитывался в немецких альпах, от того времени у него остались прекрасные воспоминания и он хотел передать их своим детям. Домик построен в традиционном альпйском стиле, вокруг разбиты сады максимально повторяющие природу Альп. В домике дети не спали, только обедали и играли/учились. А учиться было чему, девочки учились правильно подавать чай и вести беседы, мальчики учились военному делу. Альберт построил для них отдельно вместо песочницы крепость в миниатюре метров 20 на 20, с башнями, рвами, волами, пушками и тайными ходами. Все вместе принцы и принцессы в обязательном порядке выращивали на грядках овощи и ягоды. Потом они из них готовили и подавали родителям, также Алберт покупал у детей продукты по рыночным ценам – это был один из способ детям заработать карманные деньги. Резиденция очень обширная, красивая и интересная, чтоб спокойно обойти надо минимум 4 часа, если так как мы – в экспресс режиме, можно вложиться в 2 -2,5. Сайт: http://www.english-heritage.org.uk/visit/places/osborne/












День 3: Бристоль и Южный Берег Англии


Предыдущий день: Выпускной Сестры

Промежуток между выпускным и Формулой 1 надо было чем то заполнить, глобально я раздумывал над 3 вариантами. 

1ый – вернуться в Лондон. Проще всего, но в какой-то мере тупее всего. В Лондоне мы бы нашил чем заняться, но все там были уже сто раз, так что не интересно. Так бы мы сделали если бы мы были без машины, но раз она есть то отказать.

2ой – поехать на север. Куда на север – тоже большой вопрос. Я никогда на был в Уэльсе, а от Бата до Кардифа уже кажется визуально что рукой подать. Ну или не в Уэльс то просто на север от Бата в центральную Англию, все эти Варвики, Лестеры и прочие Дерби. В принципе весьма заманчиво, но в основном это каждый день одно и тоже: дворец-замок-сад-парк.

3ий – который и был выбран, это поехать на юг на побережье. Тут тебе и дворцы, тут тебе и природа. В теории тут есть еще и куча всего, куда хочется но не успевается, например офигенный музей военной авиации: http://www.fleetairarm.com/

Собственно финальный маршрут получился таким: на пол дня на поезде в Бристоль мы поехали с отцом, сестра в это время ходила на выпускной друзей. Потом все вместе погрузились в машину и поехали в Лулворт. В Лулворте побегали по холмам часа два и погнали в село под названием Lymington, из Лимингтона на пароме плывем на Остров Вайт, там ночуем у моря, проводим большую часть дня и опять на паром, но уже в Портсмут.

Итак Бристоль: город в какой-то мере обязанный своей судьбой Исмаелю Брунелю. Бристоль всегда был крупным портом, но Брунель построил прямую ветку железной дороги из Лондона, построил кучу мостов и ну как апогей апофеоза построил здесь же самый крутой корабль того времени SS Great Britain. На то время корабли были деревянные, иногда обшитые железом. Паровой двигатель уже был, но были только с колесами/лопатками по бокам. Эффективность колес была низкая, угля сжигалось куча. Невозможно было загрузить столько угля в корабль чтоб он мог доплыть до Америки только на паровой тяге, так как дерево не выдерживало таких размеров и корабль разламывался. Брунель решил подойти к вопросу с 2х сторон – во первых полностью отказаться от деревянного корпуса в пользу стального, что сделало корпус прочнее, и соответственно его можно было сделать его больше. Во вторых выкинуть лопатки и поставить гребной винт. Это увеличило эффективность двигателя и позволило полный путь проходить до америки на винтовой тяге – что обеспечило стабильность времени путешествия. Раньше время сильно зависело от погоды и ветра. В итоге получилась SS Great Britain – самый большой, быстрый и современный корабль того времени. Итого она прошла более миллиона миль, возила людей в Австралию, Америку, возила войска в Крым во время Крымской войны и в итоге была затоплена во время войны за Фолкленды. Потом, когда Англичане сделали операцию «Фолкленды-наши», то ее подняли и вернули домой. Она стоит в оригинальном доке где и была построена, по всему кораблю и доку проведена система подачи сухого горячего воздуха чтоб корабль не ржавел. Музей привлекает до полумиллиона людей в год и недавно был назван лучшим музеем Англии.









Далее – Лулворт (Lulworth). В этом местечке я был много много лет назад и давно хотел вернуться. Думаю что мало кто о нём слышал – хотя у Англичан достаточно известное место. Наибольшую популярность местечко имеет из-за берегового рельефа, сформированного с одной стороны высокими отвесными скалами известняка и мела, которые дают белый цвет а также поддаются эрозии и море вымывает в них разные интересные формы – например залив Лулворт Коув (Lulworth Cove) который выглядит как практически идеальный гигантский круг. С другой стороны, сохранились остатки твердых пород, которые сформировали много других интересных природных штук, самая известная из которых – Durdle Door, огромная морская арка. 






Также, изза того что почва – почти везде сплошной мел и извистняк, тут сконцентрировано куча раскопок разных динозавров и прочих ископаемых, за что территория и получила свое название – юрское побережье.

Из других достопримечательностей – танковый полигон, на который вроде бы даже иногда можно попасть посетителям, и местный замок. По дороге с севера (в какой-то мере это единственная дорога) можно заехать в самый большой в мире музей военно-морской авиации, но мы не попадали туда из отсутствия времени.

Сайт побережья: http://jurassiccoast.org/ 

Англики приезжают семьями, живут в кемпинге тут же, гуляют туда сюда по холмам и берегу. Больше особо делать нечего, но очень красиво.

Wednesday, July 1, 2015

День 2: Выпускной сестры

Основной причиной моего нынешнего приезда в Англию в общем и в Бат в частности был выпускной моей сестры из одноимённого Универа. Бат сам по себе милый, небольшой, старинный Английский город, прежде всего известный 3мя вещами: римскими банями которые тут стоят уже почти 2000 лет, университетом и местной командой по регби – вице чемпионом Английской лиги этого года. Так как я тут бывал много раз то специально город не фотографировал.





Основное событие – выпускная церемония. Процесс в какой-то мере занимает большую часть дня, если кому то интересно опишу основные интересные моменты:

1.      Всё выпускники на выпускной облачаются в мантии, мантии (точнее шапочки и капюшоны) отличаются комбинациями цветов в зависимости от присваиваемой степени (Бакалавр, Магистр, Доктор…), а также в редких случаях в зависимости от индивидуальных достижений. Так что присутствует натуральная цветовая дифференциация штанов (с).

2.      Мантии покупаются или берутся на прокат, аналогично допустим свадебным платьям. В Англии есть контора которая в этом бизнесе с 1600 какого-то года, у них договора со всеми университетами и процесс выдачи и приёма кепочек за 400 лет полностью автоматизирован.
3.     Так как университет достаточно большой, церемонии выпускных растянуты на где то 6-7 дней, и проходят в разных концах города. Нам в какой-то мере повезло что церемония сестры происходила в центральном соборе Бата. Огромное готическое здание где то на +/- 1000 человек. Очень помпезно. 

4.      Сам процесс тоже весьма автоматизирован – сначала, за долго до церемонии каждый студент регистрирует своих сопровождающих, на церемонию на 1го студента максимум 2 человека. В день церемонии происходит повторная регистрация – и выдача пропусков. За час до начала запускают студентов и посетителей, рассаживают в очень строгом порядке. На церемонии присутствует полностью весь учебный состав факультета + 2-3 человека из руководства университета. В начале церемонии – молитва, потом процессия в центр зала всех учителей. Потом поименно вызывают каждого студента, по группам – факультет/степень. Бакалаврам просто жмут руку и вручают диплом, секунды 3-4 на человека. Магистрам и Докторам декан индивидуально зачитывает степень и все индивидуально аплодируют. В конце происходит выступление какой-то звезды или «звездного» ученика/выпускника. В нашем случае был человек с внешностью Джейсона Стейтхема – он получил степень почётного Doctor of Engineering, а известен тем что он изобретатель чемоданчиков для детей Trunky. После присвоения степени можно бакалаврам можно одевать шапочку.

5.      На весь процесс уходит часа 2, на подготовку (регистрация, аренду и тд) еще минимум столько-же если не больше. Сейчас в Англии аномальная жара, до + 35, беготня по городу в полном обмундировании в такую погоду нормально изматывает. Сразу после церемонии все окружные пабы заняты J

6.      Насчёт занятости – так как студентов тысячи, а город не большой, то вопрос проживания очень актуален. В нормальные деньги снять ничего в этот период нельзя. Это относится также к любым другим «студенческим» городам в этот период, всё везде забито. Так что надо бронировать заранее чтобы не попасть на большие затраты. Я бронировал квартиру через Airbnb, достаточно популярная тема в Англии – временная аренда частного жилья. Стоит не оч дорого по сравнению с отелем (но все равно не бюджетно!), при этом дает возможность жить «в атмосфере дома». Достаточно интересно и пока мне понравилась наша первая квартирка, как то будет дальше (еще забронировал домик рядом с трассой в Сильверстоуне – будем посмотреть)

Вообще сам процесс хоть и старомоден, но очень душевный и как то создаёт хорошую ассоциацию. Внешне все немного похоже на фильм про Гарри Поттера, не эта книга родилась именно в Англии.


Горжусь сестрой, желаю ей всяческих успехов!