Monday, October 13, 2014

Япония 2014: Monozukuri - создание вещей

Никогда не сдавайтесь!

Это последняя часть отчёта.
Предыдущая часть - Япония 2014: Нагоя

Вы инженер, выпускник ВУЗа, живущий в отстающей, недоразвитой стране, но у вас есть мечта изменить жизнь к лучшему. Вы два года занимаетесь экспериментами по созданию вечного двигателя, естественно безуспешно. Вы переключаетесь на создание чего то более реального и посвящаете следующе лет 10 созданию и совершенствованию производственного оборудования, которое выведет область легкой промышленности из самых отстающих в лидеры экономики и станет одним из локомотивов возрождения вашей страны. В одной из заграничных поездок, вы увидите, что Западный мир перешёл на новый уровень развития и хотите повторить это у себя, но в вашей стране нет никаких технологий для этого, поэтому это будет не просто сборка готовых компонентов, а вам и вашей команде надо будет создать с нуля целую индустрию. Вы беретесь за дело, работаете в команде несколько лет, но 697 из первых 700 изделий которые вы создали за три года – бракованные. Вы потратили кучу энергии, ресурсов, и всем посторонним кажется, что продолжение работы – глупость почти идентичная созданию вечного двигателя. Сдались?



Истрия работы надо созданием первого японского авто сделана в одном из залов в иде комикса


Нет не сдались. Вы продолжили и победили, ваше дело продолжат ваши дети и в итоге ваше дело превратиться в самую большую автомобильную компанию в мире.

Toyota Commemorative Museum of Industry and Technology (http://www.tcmit.org/english/) – один из 3х крупных музеев компании Тойота в Нагойе и предместьях. Есть еще два:

Toyota Kaikan Museum (http://www.toyota.co.jp/en/about_toyota/facility/toyota_kaikan/museum/about.html) – это собственно музей при действующей фабрике Тойота, находится в одноименном городе Тойота где то в часе езды от Нагойи. Основное здесь это посещение собственно завода.

Toyota Automobile Museum
(http://www.toyota.co.jp/Museum/english/) – Это чисто автомобильный музей, где выставлены значимые модели как Тойоты так и других производителей, от начала 20-го века и до наших дней.

Музей технологий выгодно отличается с логистической точки зрения тем что находиться практически в центре Нагойи, бодрым шагом минут 30 пешком от ЖД Вокзала, ну или одна остановка электрички/метро. Данный музей находиться на территории и в помещениях первой оригинальной фабрики Тойода, по производству автоматизированных ткацких станков. Там же находиться первый офис Toyoda Automatic Loom Works – то с чего компания начиналась, таким образом именно отсюда компания берет своё основание, здесь её сердце.

Первый офис Toyoda
Философия музея = философия Сакичи Тойоды, основателя компании и выдающегося инженера. Моего таланта баснописца не хватит расписать это всё красиво, но смысл следующий:
  • Monozukuri – «создание вещей». Сакичи Тойода верил, что настоящий инженер должен быть не теоретиком а практиком, он должен брать и пробовать делать вещи самостоятельно. В современном мире мы не имеем возможности посмотреть, как делаются вещи, потому что эти вещи стали очень сложными, технологический процесс на первый взгляд не понятен. Поэтому первая и главная цель – показать, как делаются вещи (в данном случае ткацкие станки и автомобили) и разобрать до мельчайших компонентов механизмы работы этих вещей.
  • Spirit of being studious and creative – «Дух познания и созидания/улучшения». Философия компании Тойота, где все и каждый должны глубоко разбираться в той области где они работают и постоянно искать пути усовершенствования своей работы.

Сакичи Тойода был молодым ученым / инженером и большую часть жизни потратил на создание различных механизмов и станков для ткацкой промышленности. Он входит в список 10 наиболее известных инженеров Японии и его изобретения реально подняли легкую промышленности Японии пост-императорской эры до современных высот того времени. В 30ых годах он со своим сыном начал работу над созданием первого японского автомобиля, но для этого в Японии не было ничего (не было понимания как автомобиль работает, как и из чего выплавить сталь для блока двигателя, как сделать форму кузова). И он, а потом в основном уже его сын Киичиро, начали эксперименты по выплавке стали для двигателя, на это ушло около 3х лет и как я писал выше, 697 из первых 700 блоков были с браком или раскололись – сталь не подходила по характеристикам. Тем не менее автомобиль А1 сошел с завода и Киичиро Тойода сразу же отправился на нем в путь длиной 7000 километров по Японии. В дороге машина постоянно ломалась и Киичиро все постоянно чинил и записывал всё в специальный дневник. Дотошность и основательный подход к тестированию тоже стали одной из главных идей компании.






Перейдем к собственно музею. Он разделен условно на 3 части:

Текстильный павильон, где представлена эволюция ткацких станков и веретен от допотопных до современных программируемых.
Автомобильный павильон из двух частей:
·        Лаборатория в которой работали Сакичи Тойода и его старший сын - Kiichiro Toyoda, над созданием первого японского автомобиля
·        Собственно сам автомобильный зал, где автомобиль разобран по-компонентно и представлено как каждый компонент работает, как он эволюционировал и как он производиться сейчас.

Есть еще 3я часть – детская, но по понятным причинам мы туда не попали.

Символом всего музея является циркулярный ткацкий станок, изобретенный Сакичи Тойодой как самое высокое и сложное его изобретение. Ну а теперь самое главное – наверное 95% всех выставленных образцов – рабочие, и сотрудники музей их постоянно запускают чтобы продемонстрировать работу того или иного механизма. Начинается это всё как я говорил допотопным ткацким станком и веретеном, продолжается цифровым станком который создает фотовышивку или полотенца, которые тут же раздают всем посетителям и плавно переходит к цеху штамповки где при тебе япошка 120-тонным прессом выштамповывает уменьшенные детали двигателя. А потом вы переходите в авто-зал где стоит 600-тонный пресс делающий современные детали авто, роботизированная линия сборки выполняет все действия по сбору кузова и просто офигеваете. Самое большое наше горе – мы недооценили размеры музея и его «интересность», почти 3 часа пролетели как 10 минут и он уже закрывался когда мы только дошли до середины авто-зала, поэтому многое не успели толком посмотреть. Но и увиденного достаточно чтобы сказать: это, пожалуй самый крутой музей в котором я был. Он даже побеждает национальный аэро-космический музей США в Вашингтоне, хотя можете мне поверить – это не просто. Одно дело – показать крутость той или иной штуковины, другое – передать дух и энергию людей, которые эту штуковину создали, и в музее технологий Тойота это реализовано на 100%. Никогда не относился с трепетом к этим машинам, но теперь невольно они вызывают некий респект и уважуху.
  
 Слайды:








Ничего не напоминает ?? - это прообраз перфокарт, карты для "программирования" вышивки узоров на ткани, созданные Тойодой где то в 20ых годах прошлого века для автоматизации вышивки




Современный станок, ткущий с какой то бешенной скоросью любые картинки на любом полотне. Тойота до сих пор остается одним из лидеров в мире по производству ткацкого оборудования.
































Так и закончилась наша поездка, на обратном пути пришлось еще побегать в Хельсинки, так как по традиции с нашим рейсом в Киев были какие-то накладки, нас не было в списках пассажиров и была пятиминутка паники и беготни в разные концы терминала, но в итоге все прошло ОК.


Япония это круто! Вот и сказочки конец, а всем кто читал – Аригато Годзаимасита!

No comments:

Post a Comment