Monday, July 6, 2015

Время по Гринвичу

Вот уже раз 20 был в Лондоне, а в Гринвиче не был, всегда приятно открывать для себя что то новое! 

Гринвич известен несколькими штуками:

1. Здание Адмиралтейства. До Адмиралтейства оно было Военно-Морским госпиталем, а 300 лет назад на этом месте стоял дворец Тюдоров который снесли к чертям во время гражданской войны, остался только памятный знак. Внутри я не был, предполагаю, что какой-то музей флота там должен быть но после Бристоля и Портсмута кораблики уже не лезли.





2. Главная мировая достопримечательность находиться на холме в парке, это королевская обсерватория, откуда проходит нулевой меридиан. Узнать о точном местонахождении памятной таблички с полоской вы сможете издалека завидев очередь человек в 50 китайцев. Близость к нулевому меридиану рождаем много прикольных названий в округе – например «Первый Магазин в Мире» и т.д. и т.п.


3. Ниже, у здания Адмиралтейства находится еще один известный корабль – клипер Катти Сарк. Клиперы – судна с немного пониженной грузоподъемностью, но невероятно быстроходные благодаря своему дизайну. Наверное в какой-то мере клиперы – это последняя ступень эволюции больших транспортных парусников, некоторые рекорды скорости установленные этим классом суден не побиты до сих пор и навряд ли будут когда то. Клиперы были изобретены в Америке и использовались для перевозки чая и других скоропортящихся продуктов. Во время стоянки одного из американских клиперов в английском порту с корабля были сняты мерки и Британия тоже начала массово строить такие корабли. Вот он пример промышленного шпионажа 


Так или иначе сейчас Катти Сарк – единственный сохранившейся клипер в мире, на борт можно подняться, там какой-то музей, но мы не ходили, опять таки по причине того что корабельная тема уже всех изрядно утомила.


Вообще в Гринвиче понравилось некое затишье и легкая отстраненность по сравнению с остальным Лондоном.

Со стороны Гринвича прекрасный вид н финансовый центр Европы и Мира – Canary Wharf, отличный вид на небоскребы и контраст с старой застройкой Гринвича.




Из не сильно публичных мест могу порекомендовать попить пиво в таверне Cutty Sark (http://www.cuttysarkse10.co.uk/ ) с видом на Темзу и тот же Canary Wharf. А еще чуть подальше находится частная мини пивоварня Meantime, там есть бар и дегустация (http://www.meantimebrewing.com/). Хорошо покушать можно у Джейми Оливера в его сетевом http://www.jamieoliver.com/italian/restaurants/greenwich 
или если вы любите бургеры то тоже в сетевом заведении GBK у станции DLR Cutty Sark.

DLR – Docklands Light Railway это разновидность лондонского метро и самый удобный способ добраться до Гринвича, с пересадкой на серой ветке на станции Canary Wharf.
У самого корабля есть пирс от которого отправляются речные трамвайчики и круизы по Темзе. Так как тут уже совсем недалеко – можно проехать/проплыть 1 или 2 остановки по течению Темзы чтоб посмотреть на Лондонские Осокорки – куча новой застройки в районе Аэропорта а также знаменитый Барьер на реке Темза – инженерное сооружение которое защищает город от наводнений.

Также прямо напротив корабля Cutty Sark есть интересная штука – Гринвичский пешеходный туннель. До того как на Isle of Dogs/Canary Wharf поселились банкиры и белые воротнички, это все было огромными Лондонскими доками, в далекие времена Порт Лондона считался крупнейшим в мире. В порту и доках работали тысячи людей, многие из них жили по разные берега Темзы от своего места работы, и чтоб облегчить им дорогу на работу и назад был и построен пешеходный туннель где то в самом начале 20-го века. 


Sunday, July 5, 2015

Гонка Ф1 в Сильверстоуне


Моя первая навсегда останется в памяти первой. Ожидания, предвосхищение, восторг и потом немного разочарование.

Моя вторая - неожиданная непоседа. Когда от неё ничего особого не ждешь, а она вдруг показывает фокусы и трюки и делает скучное – захватывающим.

Моя третья была азиаткой. Далекой, загадочной, очень интересной, наверное немного недопонятой, и под конец громкий развод и разбитая посуда.

Моя четвертая – аристократка с королевскими корнями. Подумать, что я с ней увижусь было сложно, потому что хоть и не далеко, но дорого и всегда как то ускользает, как силуэт Роллс-Ройса…но, никогда не говори никогда, и если случайно судьба предоставляет такой шанс, надо обязательно пользоваться. И пусть она уже далеко не молода, подаренные эмоции были пожалуй самими яркими из всех.

Первая – ГП Германии 2013
Вторая – ГП Венгрии 2014
Третья – ГП Японии 2014

Сказать по правде, целенаправленно о ГП Великобритании никогда не думал, так как проходит она посреди лета, когда принято ехать куда то на юга или на море. На машине не доехать, специально ради гонки лететь в страну которая мне хорошо известно – как то казалось дорогой затеей без определенных плюсов. Да, гонка легендарная. Формально это самое старое Гран При в Календаре Ф1. Понятно, что есть трассы гораздо старше, но именно Сильверстоун был местом проведения первого Гран При в нынешнем формате Формулы 1 в далеком 1950-ом году. Именно тогда его посетила королевская семья (с тех пор ни разу семья не присутствовала на гонке) придав мероприятию определенный вес и официоз. Но тем не менее всего этого казалось недостаточно чтоб ехать на гонку только ради гонки. Но тут вмешался «случай», у моей сестры был выпускной из университета, и мы решили, что раз уж мы в Англии в это время, то упускать такой шанс будет грехом. Таким образом были куплены билеты на гоночный день (только Воскресенье, на остальные выходные было много других планов).

Техническое отступление:

Где сидеть?
На момент покупки еще был еще достаточно широкий выбор, плюс Сильверстоун достаточно уникально тем, что достаточно много мест где хороший обзор и можно хорошо и беспрепятственно понаблюдать за происходящим на трассе. Даже купив билеты GA (General Admission, билеты в общей зоне без мест) можно постараться ухитриться и сесть перед трибуной где билеты в 3-4 раза дороже. Для того чтоб понять каков будет вид с той или иной трибуны или холма, вам поможет google/youtube где можно вбить в поиск что то вроде view from Luffield Silverstone, и все станет понятно. После непродолжительных поисков была выбрана трибуна Woodcote. Она находится прямо напротив прямой Wellington Straight, и с нее видно весь комплекс поворотов Brooklands-Luffield-Woodcote, что дает возможность видеть одну из по сути 2х «обгонных» точек на трассе плюс машины в вашем поле зрения находятся секунд 30, это очень долго по формульным меркам, скажем в Хунгароринге на прямой машины пролетают мимо тебя секунды за 2-3-4 и всё.



Интересно, что Сильверстоун, как и многие другие британские трассы, был основан на бывшем аэродроме. Сначала гонялись просто по ВПП, потом начали гоняться по подъездным дорогам к ВПП. Трассу в своё время «спроектировал» местный бывший фермер Джеймс Вилсон Браун, выложив покрышки от самолетов и стоги сена в повороты. Так что это точно не-Тилькедром.

Так что ИМХО места классные, стоят своих денег (310 фунтов за билет на Воскресенье), но даже если у вас нет такой суммы, это можно компенсировать купив просто самые дешевые билеты и заняв с утра какое-то хорошее место.

Где жить во время ГП?

Тут начинается конечно уже проявляться во всей красе дороговизна Англии и ажиотаж. За последние годы текущая гонка в Великобритании поставила рекорд посещаемости – боле 140 000 человек в Воскресенье и более 300 000 за гоночный викенд (считается с четверга по воскресенье). Учитывая общий упадок интереса к Ф1 в мире, достижение выдающееся, но с точки зрения жилья это создаёт проблему. Достаточно сказать, что ближайший крупный городок – Милтон Кейс имеет население всего тысяч в 100, так что расселить такую толпу народа физически никак не может. Это всё накладывается еще и на то что лето в принципе традиционно высокий туристический сезон в Англии, плюс по всей стране в городах проходят выпускные у студентов – что добавляет наверное еще лишний миллион понаехавших. Плюс финал Уимблдона. …. Короче говоря когда я начал бронировать жилье, то варианты которые выдавал мне букинг.ком ужасали ценами. Апогеем апофеоза было предложение на букинге комфортабельной палатки на 3х человек где то в палаточном городке Сильверстоуна, на надувном матрасе за 1000 долларов. Да, тысяча баксов за палатку на 2 ночи. Так что хозяйке на заметку – едите на ГП в Британию, резервируйте проживание заранее. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Как я уже писал – альтернативой букингу в этот раз я начал пользоваться Airbnb.com где хозяева сдают разного рода собственное жилье. Хоть там тоже вариантов было не много, но мы умудрились найти абсолютно сказочный коттедж у хозяина минутах в 15 езды от Милтон Кейса за приемлемые деньги. Хозяин хвастался что долгое время у него этот коттедж снимал Марк Веббер для своей сестры и ее семьи, так что от них осталось куча разных прикольных штучек – например наушники для слушания радио комментария, которые он нам подарил.




Как добраться?

Ответ зависит на 90% от того где вы живёте и сколько вас. Учитывая адовые толпы народу, возможность приобрести пропуск на парковку для автомобилей предоставляется только группам из 4х человек. Соответственно если вас меньше чем 4 то я не знаю, как попасть на машине на парковку. Интуиция подсказывает (и наблюдение за тем что многие из машин ехали полупустыми) что как то можно, но как именно – не знаю. Помимо всего, цена такого билета тоже аж шкварчит – что то около 60 фунтов за авто. Я заранее предположил, что на машине добираться будет сложно и потеряем много времени, поэтому даже не рассматривали этот вариант. Соответственно остаются только полторы опции – на автобусе (если вы живете в городах Оксфорд, Норхэмптнон, Лондон и еще несколько) – в гоночный викенд ходит автобус фирмы megabus.co.uk Или второй вариант - на чем то (поезде/машине) до ж.д. вокзала в Милтон Кейсе или Норхэмптоне, а оттуда опять на автобусе. Мы выбрали именно последний вариант – приехали в воскресенье утром в Милтон Кейс, запарковали там машину (5 футнов на весь день) и взяли автобус до трассы (20 фунтов билет туда-назад с носа). По ходу дела я думаю, что это самый быстрый и ненапряжный путь на гонку.



Когда ехать?

Традиционно – чем раньше тем лучше. Мы выехали с вокзала МК в 9-00 и, несмотря на то что автобус шел по отдельной полосе и ехать вроде бы совсем близко все равно ехали часа полтора и в итоге утренние гонки ГП2 пропустили, попали уже только на Порше.
Назад все происходило гораздо быстрее, и уже минут за 35 мы вернулись в МК




Что еще происходит в гоночный викенд?

Много всего. В четверг был концерт группы Madness и шоу Дэвида Крофта, пятница и суббота тоже были, судя по программкам насыщены. Еще обратило внимание, что мне показалось что это ГП было менее «детское» чем например ГП Германии или Японии в том плане что детских развлечений и детей как таковых было не много. Наверное с ребенком было бы некомфортно – все таки пришло ооооччень много народу.



В воскресенье, после Порша но перед гонкой было еще три Шоу: проезд сэра Стирлинга Мосса на оригинальном Мерседесе 1955 года, гонку которую он выиграл опередив Фанхио на 0,2 секунды – наверное самый близкий или один из самых близких финишей в истории Формулы 1.




Потом было шоу Британских парашютистов (интересно, но не прямо там вау!) и шоу на самолёте BAC Typhoon. Вот Тайфун это конечно было круто!



На территории трассы стоит 1200 точек общепита, но очереди все равно собираются.
Еще из приколов который я вычитал – местная площадка для вертолетов имеет официальный статус аэропорта – Аэропорт Сильверстоуна. В 1999 году «аэропорт Сильверстоуна» установил непревзойденный рекорд как самый загруженный в мире, осуществив 4200 взлетов и посадок частных вертолетов за сутки.

Естественно был парад пилотов:



Сама Гонка.

Про гонку мне, как болельщику Williams со стажем писать тяжело. Это было волшебство и коварство в одном флаконе, что в принципе для Вильямса всегда идет рядом. Первые 15 или сколько там кругов, когда Масса и Боттас вырвались вперед и уверенно лидировали казались каким-то сном из серии «я умер и я в раю». Этого не может быть потому что Мерседес сильнее, Феррари умнее а мы всегда найдем способ облажаться. К сожалению именно это позже произошло дважды, сначала когда не предусмотрели ранний пит-стоп Хэма (хотя, по правде сказать, предусмотреть такое было тяжеловато), второй раз когда упустили подиум «2-3» и не заехали вовремя сменить резину на промежуточную. Итоговые 4-5 оставили привкус упущенной победы, хотя сам факт навязывания борьбы Мерсам порадовал безмерно. Даже в прошлом году в Австрии когда стартовали с подиума по моему Мерсы нас быстро прошли, а тут до гениального хода Хэма лидировали вполне себе уверенно, да и потом держали 2-3 стабильно.









Абстрагируясь от переживаний за Вильямс, гонка запомнилась:
- Интересным стартом, когда Мерседесы синхронно его проспали, это конечно так или иначе добавило зрелищности

- Накатами Боттаса на Массу в Luffield. Уже после гонки узнал о переговорах команды с пилотами, обвинениях то в командной тактике то в отсутствии таковой. Что могу сказать – визуально с трибуны мне было это видно так, что Боттас скорее прессингует Массу чем ему угрожает Хэм, но прессингует не настолько безапелляционно чтобы сказать, что Масса прямо там сильно медленнее. Да, ГИПОТЕТИЧЕСКИ, пропустив Валеру вперед команда ГИПОТЕТИЧЕСКИ могла бы выиграть, но ситуация на мой дилетантский взгляд выглядела не очевидно. Также понятно, что такая ситуация (лидирование 1-2) вряд ли подробно рассматривалась перед гонкой, и «домашней заготовки» на этот счёт не было. Итого я думаю, что с точки зрения команды Вильямс возможно прогадали, но по чесноку они не виноваты.

- Дождем конечно, который пугал всех пугал и все-таки пошел. В нашем повороте сразу все начали широко выходить на грани вылета, в итоге какой-то из Маноров все таки остался без носа




- Любовью местных к Хэму, теперь он трехкратный чемпион Сильверстоуна подряд, и наверное вошёл в ранг легенд. На трибунах выход Хэма на первое место сотворил массовое помешательство, ребята вокруг нас кричали и аплодировали ему каждый круг гонки когда он проезжал.



- Любовью местных к МакЛарену в целом, хоть Баттон и вылетел сразу но народ за них активно болел. Хотя народу в форме Вильямс в толпе было гораздо больше чем в других гонках что я видел, мне показалось что звуковая поддержка у Вилок меньше чем Мака и даже чем у Вилла Стивенса из Манора например, что меня немного удивило. Ну да не беда, мы еще покажем J Мне гонка запомниться именно вот таким кадром:


Blenheim Palace

Предыдущий день: Портсмут

Страничка истории, надеюсь что будет не слишком утомительно: 

Война за испанское наследство (1701—1714) — крупный европейский конфликт, начавшийся в 1701 году после смерти последнего испанского короля из династии Габсбургов, Карла II. Карл завещал все свои владения Филиппу, герцогу Анжуйскому — внуку французского короля Людовика XIV — который впоследствии стал королем Филиппом V Испанским. Война началась с попытки императора Священной Римской империи Леопольда I защитить право своей династии (а также Габсбургов) на испанские владения. Когда же Людовик XIV начал более агрессивно расширять свои территории, некоторые европейские державы (главным образом Англия и Голландская республика) выступили на стороне Священной Римской империи, чтобы воспрепятствовать усилению Франции. Другие государства присоединились к союзу против Франции и Испании, чтобы попытаться заполучить новые территории или же защитить уже имеющиеся. Война проходила не только в Европе, но и в Северной Америке, где локальный конфликт был назван английскими колонистами войной королевы Анны.

Война длилась более десятилетия, и в ней проявились таланты таких известных полководцев, как герцог де Виллар и герцог Бервик (Франция), герцог Мальборо (Англия) и принц Евгений Савойский (Австрия). Война завершилась подписанием Утрехтского (1713) и Раштаттского (1714) соглашений. В результате Филипп V остался королём Испании, но лишился права наследовать французский престол, что разорвало династический союз корон Франции и Испании. Австрийцы получили большую часть испанских владений в Италии и Нидерландах. В результате гегемония Франции над континентальной Европой окончилась, а идея баланса сил, нашедшая свое отражение в Утрехтском соглашении, стала частью международного порядка. © Wikipedia


Как видно из текста выше, одним из ключевых персонажей далекой войны был английский герцог Мальборо. «Пиком славы» герцога стало сражение при Билденхейме (Bildenheim), маленьком городке в Баварии, на пол-пути между Мюнхеном и Штутгартом. Очевидно, что победа была важной и ключевой, так как именно после этой победы, командующего Английской армией молодого человека из достаточно бедного сословья королева Анна наградила титулом «герцог», подарила 2800 гектаров земли в Вудстоке к северу от Оксфорда и также отсыпала 240 000 фунтов, наверное это будет не меньше чем 240 миллионов сейчас. На эти деньги, жена генерала, Сара Дженнингс, построила грандиозный дворец. Имение решено было тоже назвать в честь победы в Германии, но название было исковеркано на английский манер: Бленхейм (Blenheim). Молодого талантливого генерала звали Джон Черчиль, и как не трудно догадаться по фамилии, это был дальний предок Винстона Черчиля, знаменитого Премьер Министра Великобритании, который родился в этом самом дворце полторы сотни лет назад.

История Черчилей / герцогов Мальборо очень интересна и насыщена множеством сюжетов и превратностей судьбы. Всё я пересказывать не буду, но позволю упомянуть пару интересных моментов: 

Отец Джона Черчиля был не богатым военным с титулом простого рыцаря. Ему не повезло участвовать в гражданской войне за проигравшую сторону, за что победители заставили выплачивать штраф в 446 фунтов – очень большая сумма которая разорила его. Тем не менее после восстановления на Престоле Короля судьба опять улыбнулась и отца забрали на неплохую должность в Лондон в награду за преданность престолу.

Жена Джона Черчиля – Сара Деннингс, личность не менее легендарная чем сам Первый Герцог. Сара была наиболее приближенной персоной к королеве Анне. Есть мнение, что преданность была не только рабочая но и интимная, что не мешало Саре параллельно крутить романы с самим Королем, и еще парой людей из высокого двора. Ну и конечно не мешало ей быть примерной и преданной женой Джона Черчиля, которого она публично просто обожествляла. Сара была очень умной женщиной, с ней советовались по множеству вопросов государственного характера, а после войны она устроила мужа главой нового Парламента. Дружбу Сары и королевы Анны подкосила жадность. Саре не хватило 240 тысяч на дворец, и она пришла попросить еще 60 сверху из казны. Ей было отказано, подружки поругались публично и с тех пор Сара вместе с мужем была отлучена от дворца. Обида оставалась до конца дней жизни Сары, но в самый последний момент она простила Анну и решила отблагодарить ее за всё – за огромные деньги установила в центре дворца памятник королеве. Прикол в том что на памятнике Анна выглядит а-ля Клаудия Шифер в лучшие годы – стройная, высокая, с правильными чертами лица, в то время как в реале Анна была низенькая толстушка. Историки в этой разнице между памятником и реальностью видят максимальную дань уважения одной женщины к другой ))

В общем это всё предыстория к посещению дворца Бленхейм, одного из самых крупных и известных дворцов Англии. Для английских школьников Бленхейм это а-ля наши Моринцы с Тарасом Шевченко, только размах конечно другой немного 

На этом страничка истории закрывается, всем кто слушал – молодцы :)


Практическая инфа:
Официальный сайт: http://www.blenheimpalace.com 
Вход стоит достаточно дорого – по 24 фунта, или 14 если вы хотите попасть только в парк и сады.

Сам по себе парк огромный, и если вы любите реально гигантские ландшафтные парки – то тут самое оно. Летом – шикарное место для пикника. Кроме цветочков/василечков, полей и рек и тд и тп в парке представляет интерес Колонна Побед – установленная в честь всех побед Джона Черчиля. Но я бы рекомендовал проследовать к лабиринту. Лабиринт – второй по величине в мире и единственный лабиринт такого размера на котором при виде с верху можно увидеть рисунок (в данном случае это пушка с ядрами и флагом). Пройти лабиринт можно минут за 20-30. От дворца до лабиринта идти минут 30 бодрым шагом мимо рощи дубов-колдунов, или за 50 пенсов вас отвезет детский паровоз который ходит раз в 30 минут. Еще у оабиринта есть парник с бабочками, можно зайти и они вокруг тебя будут летать, бесплатно. Детям понравиться.


В дворце есть 2 выставки: собственно история дворца которая занимает где то час и история Винстона Черчиля минут на 30 если особо не читать таблички. На дворец + сад + лабиринт надо по минимуму часа 3 с половиной.










Так как дворец находится в "чистом поле" его очень удобно снимать с разных ракурсов, поэтому он очень часто фигурирует в съемках всевозможных фильмов. Из самого нового что я лично видел - Миссия Невыполнима 5 с Томом Крузом и Алеком Балдвином:


Есть инфа что новый Джеймс Бонд (007: Спектр) тоже там снимался.