Monday, October 13, 2014

Япония 2014: Monozukuri - создание вещей

Никогда не сдавайтесь!

Это последняя часть отчёта.
Предыдущая часть - Япония 2014: Нагоя

Вы инженер, выпускник ВУЗа, живущий в отстающей, недоразвитой стране, но у вас есть мечта изменить жизнь к лучшему. Вы два года занимаетесь экспериментами по созданию вечного двигателя, естественно безуспешно. Вы переключаетесь на создание чего то более реального и посвящаете следующе лет 10 созданию и совершенствованию производственного оборудования, которое выведет область легкой промышленности из самых отстающих в лидеры экономики и станет одним из локомотивов возрождения вашей страны. В одной из заграничных поездок, вы увидите, что Западный мир перешёл на новый уровень развития и хотите повторить это у себя, но в вашей стране нет никаких технологий для этого, поэтому это будет не просто сборка готовых компонентов, а вам и вашей команде надо будет создать с нуля целую индустрию. Вы беретесь за дело, работаете в команде несколько лет, но 697 из первых 700 изделий которые вы создали за три года – бракованные. Вы потратили кучу энергии, ресурсов, и всем посторонним кажется, что продолжение работы – глупость почти идентичная созданию вечного двигателя. Сдались?



Истрия работы надо созданием первого японского авто сделана в одном из залов в иде комикса


Нет не сдались. Вы продолжили и победили, ваше дело продолжат ваши дети и в итоге ваше дело превратиться в самую большую автомобильную компанию в мире.

Toyota Commemorative Museum of Industry and Technology (http://www.tcmit.org/english/) – один из 3х крупных музеев компании Тойота в Нагойе и предместьях. Есть еще два:

Toyota Kaikan Museum (http://www.toyota.co.jp/en/about_toyota/facility/toyota_kaikan/museum/about.html) – это собственно музей при действующей фабрике Тойота, находится в одноименном городе Тойота где то в часе езды от Нагойи. Основное здесь это посещение собственно завода.

Toyota Automobile Museum
(http://www.toyota.co.jp/Museum/english/) – Это чисто автомобильный музей, где выставлены значимые модели как Тойоты так и других производителей, от начала 20-го века и до наших дней.

Музей технологий выгодно отличается с логистической точки зрения тем что находиться практически в центре Нагойи, бодрым шагом минут 30 пешком от ЖД Вокзала, ну или одна остановка электрички/метро. Данный музей находиться на территории и в помещениях первой оригинальной фабрики Тойода, по производству автоматизированных ткацких станков. Там же находиться первый офис Toyoda Automatic Loom Works – то с чего компания начиналась, таким образом именно отсюда компания берет своё основание, здесь её сердце.

Первый офис Toyoda
Философия музея = философия Сакичи Тойоды, основателя компании и выдающегося инженера. Моего таланта баснописца не хватит расписать это всё красиво, но смысл следующий:
  • Monozukuri – «создание вещей». Сакичи Тойода верил, что настоящий инженер должен быть не теоретиком а практиком, он должен брать и пробовать делать вещи самостоятельно. В современном мире мы не имеем возможности посмотреть, как делаются вещи, потому что эти вещи стали очень сложными, технологический процесс на первый взгляд не понятен. Поэтому первая и главная цель – показать, как делаются вещи (в данном случае ткацкие станки и автомобили) и разобрать до мельчайших компонентов механизмы работы этих вещей.
  • Spirit of being studious and creative – «Дух познания и созидания/улучшения». Философия компании Тойота, где все и каждый должны глубоко разбираться в той области где они работают и постоянно искать пути усовершенствования своей работы.

Сакичи Тойода был молодым ученым / инженером и большую часть жизни потратил на создание различных механизмов и станков для ткацкой промышленности. Он входит в список 10 наиболее известных инженеров Японии и его изобретения реально подняли легкую промышленности Японии пост-императорской эры до современных высот того времени. В 30ых годах он со своим сыном начал работу над созданием первого японского автомобиля, но для этого в Японии не было ничего (не было понимания как автомобиль работает, как и из чего выплавить сталь для блока двигателя, как сделать форму кузова). И он, а потом в основном уже его сын Киичиро, начали эксперименты по выплавке стали для двигателя, на это ушло около 3х лет и как я писал выше, 697 из первых 700 блоков были с браком или раскололись – сталь не подходила по характеристикам. Тем не менее автомобиль А1 сошел с завода и Киичиро Тойода сразу же отправился на нем в путь длиной 7000 километров по Японии. В дороге машина постоянно ломалась и Киичиро все постоянно чинил и записывал всё в специальный дневник. Дотошность и основательный подход к тестированию тоже стали одной из главных идей компании.






Перейдем к собственно музею. Он разделен условно на 3 части:

Текстильный павильон, где представлена эволюция ткацких станков и веретен от допотопных до современных программируемых.
Автомобильный павильон из двух частей:
·        Лаборатория в которой работали Сакичи Тойода и его старший сын - Kiichiro Toyoda, над созданием первого японского автомобиля
·        Собственно сам автомобильный зал, где автомобиль разобран по-компонентно и представлено как каждый компонент работает, как он эволюционировал и как он производиться сейчас.

Есть еще 3я часть – детская, но по понятным причинам мы туда не попали.

Символом всего музея является циркулярный ткацкий станок, изобретенный Сакичи Тойодой как самое высокое и сложное его изобретение. Ну а теперь самое главное – наверное 95% всех выставленных образцов – рабочие, и сотрудники музей их постоянно запускают чтобы продемонстрировать работу того или иного механизма. Начинается это всё как я говорил допотопным ткацким станком и веретеном, продолжается цифровым станком который создает фотовышивку или полотенца, которые тут же раздают всем посетителям и плавно переходит к цеху штамповки где при тебе япошка 120-тонным прессом выштамповывает уменьшенные детали двигателя. А потом вы переходите в авто-зал где стоит 600-тонный пресс делающий современные детали авто, роботизированная линия сборки выполняет все действия по сбору кузова и просто офигеваете. Самое большое наше горе – мы недооценили размеры музея и его «интересность», почти 3 часа пролетели как 10 минут и он уже закрывался когда мы только дошли до середины авто-зала, поэтому многое не успели толком посмотреть. Но и увиденного достаточно чтобы сказать: это, пожалуй самый крутой музей в котором я был. Он даже побеждает национальный аэро-космический музей США в Вашингтоне, хотя можете мне поверить – это не просто. Одно дело – показать крутость той или иной штуковины, другое – передать дух и энергию людей, которые эту штуковину создали, и в музее технологий Тойота это реализовано на 100%. Никогда не относился с трепетом к этим машинам, но теперь невольно они вызывают некий респект и уважуху.
  
 Слайды:








Ничего не напоминает ?? - это прообраз перфокарт, карты для "программирования" вышивки узоров на ткани, созданные Тойодой где то в 20ых годах прошлого века для автоматизации вышивки




Современный станок, ткущий с какой то бешенной скоросью любые картинки на любом полотне. Тойота до сих пор остается одним из лидеров в мире по производству ткацкого оборудования.
































Так и закончилась наша поездка, на обратном пути пришлось еще побегать в Хельсинки, так как по традиции с нашим рейсом в Киев были какие-то накладки, нас не было в списках пассажиров и была пятиминутка паники и беготни в разные концы терминала, но в итоге все прошло ОК.


Япония это круто! Вот и сказочки конец, а всем кто читал – Аригато Годзаимасита!

Sunday, October 12, 2014

Япония 2014: Нагоя

Пригоди тривають!

Предыдущая часть отёта: Япония 2014: Ф1 - Гонка

Стали на регистрацию, хотя ради чего стоим изначально было не понятно. Дело в том, что стыковка в Хельсинки у нас на обратном пути была 1 час и 10 минут, ну и очевидно, что мы на нее не попадаем никак уже. Быстро выяснилось, что практически всё в такой же ситуации – у всех стыковки дальше и со всеми надо что-то делать, поэтому до нас очередь дошла почти через 3 (!!) часа. Наши варианты, путем перебора и отсева нерабочих, сузились собственно до всего одной опции – лететь через 2 дня. МАУ летает в Хельсинки через день, других опций добраться в Киев не имея Шенгена нету. Теоретически был еще вариант через Москву, но я даже не стал его озвучивать по понятным причинам, +2 дня в Японии это лучше чем несколько часов досмотров в Москве. Пока стояли и разбирались с этим всем обратили внимание что для техников всех команд Ф1 существует отдельный чартер Корейских Авиалиний, Нагойя – Сочи (следующая гонка), соответственно все команды пришли на регистрацию, ну и так как они тоже никуда не летели то потом слонялись по аэропорту. Моя удача – вместе с нами домой в Финляндию собирался лететь Вальттери Боттас – пилот моей любимой команды Williams F1, пройти мимо я не смог.





Таким образом мы вернулись туда, откуда начали – станция Nagoya Central. Почти на всех ЖД стациях в Японии где мы были был хороший бесплатный интернет, так что быстро нашли себе гостиницу на эти 2 дня через booking.com с телефона, уже не в «Борщаговке» а прямо рядом с вокзалом и за приемлемые деньги, оперативно нашли ее и заселились. День недели был понедельник – никакие музеи не работают, то посвятили оставшиеся пол дня шоппингу и просто пешей обзорной прогулке до ближайшего парка и назад.







Самое время рассказать пару приколов или особенностей, из тех что мы успели для себя прояснить:


  •       Регистрация авто. Всё машины поделены на 3 основные категории – маленькие, нормальные и авто общественного транспорта, к коим относятся автобусы и такси. Для каждой категории номерной знак разного цвета: желтый для маленьких, белый для обычных, зеленый для такси и бусов. При этом такие машины как например Fiat Punto или Nissan Micra – это нормально большие, титул маленькой надо реально заработать. Скорее всего это дело как то влияет на стоимость регистрации, но это только догадка




  •       Туалеты конечно стоят определенного упоминания, так как функций у них больше чем у среднестатистического смартфона. Я не догадался фотографировать все это буйство функций, кому интересно – можете перейти по ссылкам ниже. Туалет может говорить с вами человеческим языком, подогревать стульчак, петь песни, делать массаж, очистить воздух, помыть все что можно помыть разными струями воды и под разной температурой. Главное что важно знать – практически всегда «Главная» кнопка все таки механическая и находиться отдельно от остального меню функций, хотя может это мне так просто везло. В общем, перед походом в туалет желательно подготовиться и почитать инструкцию, а когда уже пришли – знайте, японский washlet (туалет с доп. функциями) находиться в официальном списке японского инженерного исторического наследия, где то между супер поездами Шинкансен и навороченными разводными мостами.

  • http://www.japan-talk.com/jt/new/how-to-use-an-electronic-Japanese-toilet
  • http://www.japan-talk.com/jt/new/20-common-features-of-Japanese-toilets


  •       Рядом с ЖД вокзалом Нагойи есть магазин электроники Big Camera где на 6 этажах продаётся все о чём вы могли только помечтать, если оно имеет хоть какое то отношение к электронике: от нового iPhone 6 и еще десятках и сотнях моделей телефонов которых на нашем рынке нет до DJ-ского оборудования, тысячи разных наушников, миллионов компьютерных игр и 85-и дюймовых телевизоров. Но батарейки к моему фотику у них в наличии не было – слабаки


  •       Одно из главных развлечений в Японии – караоке. Караоке бары огромны и внушают шок и трепет. Я не видел никого, кто бы живой из них выходил. Индустрия караоке в Японии вышла на отдельный уровень, фирма Ямаха создала кучу «вокалоидов» - синтезаторов голосов, со временем вокалоиды обрели форму и получили своих собственных фанов, было бы любопытно посетить этот дурдом как то:


  •      Передвижение на общественном транспорте относительно не сложно. Про автобусы я уже немного рассказывал, карта маршрутов есть на каждой остановке, вместе с индикаторами ожидания. С метро иногда интересней, так как платить надо заранее за билет, но чтоб его купить в автомате, надо понять сколько надо заплатить. Для этого есть карта тарифов на каждой станции, из которой видно сколько надо заплатить чтоб доехать туда куда вам надо. В самом метро в утренние и вечерние часы пик надо избегать вагонов только для девушек (созданы так как в утренних давках похотливые япошки щипали девушек и дергали за косички). Также японцы заранее выстраиваться по разметке перед дверьми – что бы оперативнее заходить и не толпиться. Хорошо когда платформа обслуживает только одну ветку, веселее когда таких веток много – тогда вам надо заранее определиться в какой «очереди» стоять. Очереди размечены цветом – напротив, на световом табло аналогичным цветом отмечены разные линии (не совпадает с цветом линий на картах метро) – так вы сможете догадаться, где вам стоять.




Весь свободный день мы посвятили собственно Нагойе. Город на самом деле огромный, вместе с пригородом тут проживает более 9 миллионов населения, при этом удивительно, что на дорогах абсолютно нет никаких пробок, нет смога и вообще очень чисто. Первым делом пошли в замок:
За́мок Наго́я (яп. 名古屋城 нагоя-дзё:) — древний японский замок, расположенный в центре города Нагоя (префектура Айти, Япония).
Построен в 1612 году как главный замок ветки рода сёгунов Токугава из провинции Овари. До 1871 года служил политико-административным центром княжества Овари. В 1872—1930 годах находился под управлением правительства Японской империи, после чего перешёл в собственность города Нагоя. До 1945 года находился в списке Национальных сокровищ Японии, однако был разрушен авиацией США во время Второй мировой войны. Частично отстроен в 1959 году из железобетона на пожертвования жителей города Нагоя.
Замок Нагоя относится к равнинным замкам. Состоит из пяти уровней и семи этажей, внутри замка действует музей истории города Нагоя. Для внешнего вида замка характерны типичные черты архитектуры периода Адзути-Момояма.

Сегодня служит музеем и символом Нагои. Внесён в число национальных исторических памятников Японии.
Так как замок был разбомблен то его восстановили относительно недавно, а дворец у замка восстанавливают до сих пор, обещают к 2018-му, ход работ можно изза стекла наблюдать в живую.