Sunday, July 5, 2015

Гонка Ф1 в Сильверстоуне


Моя первая навсегда останется в памяти первой. Ожидания, предвосхищение, восторг и потом немного разочарование.

Моя вторая - неожиданная непоседа. Когда от неё ничего особого не ждешь, а она вдруг показывает фокусы и трюки и делает скучное – захватывающим.

Моя третья была азиаткой. Далекой, загадочной, очень интересной, наверное немного недопонятой, и под конец громкий развод и разбитая посуда.

Моя четвертая – аристократка с королевскими корнями. Подумать, что я с ней увижусь было сложно, потому что хоть и не далеко, но дорого и всегда как то ускользает, как силуэт Роллс-Ройса…но, никогда не говори никогда, и если случайно судьба предоставляет такой шанс, надо обязательно пользоваться. И пусть она уже далеко не молода, подаренные эмоции были пожалуй самими яркими из всех.

Первая – ГП Германии 2013
Вторая – ГП Венгрии 2014
Третья – ГП Японии 2014

Сказать по правде, целенаправленно о ГП Великобритании никогда не думал, так как проходит она посреди лета, когда принято ехать куда то на юга или на море. На машине не доехать, специально ради гонки лететь в страну которая мне хорошо известно – как то казалось дорогой затеей без определенных плюсов. Да, гонка легендарная. Формально это самое старое Гран При в Календаре Ф1. Понятно, что есть трассы гораздо старше, но именно Сильверстоун был местом проведения первого Гран При в нынешнем формате Формулы 1 в далеком 1950-ом году. Именно тогда его посетила королевская семья (с тех пор ни разу семья не присутствовала на гонке) придав мероприятию определенный вес и официоз. Но тем не менее всего этого казалось недостаточно чтоб ехать на гонку только ради гонки. Но тут вмешался «случай», у моей сестры был выпускной из университета, и мы решили, что раз уж мы в Англии в это время, то упускать такой шанс будет грехом. Таким образом были куплены билеты на гоночный день (только Воскресенье, на остальные выходные было много других планов).

Техническое отступление:

Где сидеть?
На момент покупки еще был еще достаточно широкий выбор, плюс Сильверстоун достаточно уникально тем, что достаточно много мест где хороший обзор и можно хорошо и беспрепятственно понаблюдать за происходящим на трассе. Даже купив билеты GA (General Admission, билеты в общей зоне без мест) можно постараться ухитриться и сесть перед трибуной где билеты в 3-4 раза дороже. Для того чтоб понять каков будет вид с той или иной трибуны или холма, вам поможет google/youtube где можно вбить в поиск что то вроде view from Luffield Silverstone, и все станет понятно. После непродолжительных поисков была выбрана трибуна Woodcote. Она находится прямо напротив прямой Wellington Straight, и с нее видно весь комплекс поворотов Brooklands-Luffield-Woodcote, что дает возможность видеть одну из по сути 2х «обгонных» точек на трассе плюс машины в вашем поле зрения находятся секунд 30, это очень долго по формульным меркам, скажем в Хунгароринге на прямой машины пролетают мимо тебя секунды за 2-3-4 и всё.



Интересно, что Сильверстоун, как и многие другие британские трассы, был основан на бывшем аэродроме. Сначала гонялись просто по ВПП, потом начали гоняться по подъездным дорогам к ВПП. Трассу в своё время «спроектировал» местный бывший фермер Джеймс Вилсон Браун, выложив покрышки от самолетов и стоги сена в повороты. Так что это точно не-Тилькедром.

Так что ИМХО места классные, стоят своих денег (310 фунтов за билет на Воскресенье), но даже если у вас нет такой суммы, это можно компенсировать купив просто самые дешевые билеты и заняв с утра какое-то хорошее место.

Где жить во время ГП?

Тут начинается конечно уже проявляться во всей красе дороговизна Англии и ажиотаж. За последние годы текущая гонка в Великобритании поставила рекорд посещаемости – боле 140 000 человек в Воскресенье и более 300 000 за гоночный викенд (считается с четверга по воскресенье). Учитывая общий упадок интереса к Ф1 в мире, достижение выдающееся, но с точки зрения жилья это создаёт проблему. Достаточно сказать, что ближайший крупный городок – Милтон Кейс имеет население всего тысяч в 100, так что расселить такую толпу народа физически никак не может. Это всё накладывается еще и на то что лето в принципе традиционно высокий туристический сезон в Англии, плюс по всей стране в городах проходят выпускные у студентов – что добавляет наверное еще лишний миллион понаехавших. Плюс финал Уимблдона. …. Короче говоря когда я начал бронировать жилье, то варианты которые выдавал мне букинг.ком ужасали ценами. Апогеем апофеоза было предложение на букинге комфортабельной палатки на 3х человек где то в палаточном городке Сильверстоуна, на надувном матрасе за 1000 долларов. Да, тысяча баксов за палатку на 2 ночи. Так что хозяйке на заметку – едите на ГП в Британию, резервируйте проживание заранее. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Как я уже писал – альтернативой букингу в этот раз я начал пользоваться Airbnb.com где хозяева сдают разного рода собственное жилье. Хоть там тоже вариантов было не много, но мы умудрились найти абсолютно сказочный коттедж у хозяина минутах в 15 езды от Милтон Кейса за приемлемые деньги. Хозяин хвастался что долгое время у него этот коттедж снимал Марк Веббер для своей сестры и ее семьи, так что от них осталось куча разных прикольных штучек – например наушники для слушания радио комментария, которые он нам подарил.




Как добраться?

Ответ зависит на 90% от того где вы живёте и сколько вас. Учитывая адовые толпы народу, возможность приобрести пропуск на парковку для автомобилей предоставляется только группам из 4х человек. Соответственно если вас меньше чем 4 то я не знаю, как попасть на машине на парковку. Интуиция подсказывает (и наблюдение за тем что многие из машин ехали полупустыми) что как то можно, но как именно – не знаю. Помимо всего, цена такого билета тоже аж шкварчит – что то около 60 фунтов за авто. Я заранее предположил, что на машине добираться будет сложно и потеряем много времени, поэтому даже не рассматривали этот вариант. Соответственно остаются только полторы опции – на автобусе (если вы живете в городах Оксфорд, Норхэмптнон, Лондон и еще несколько) – в гоночный викенд ходит автобус фирмы megabus.co.uk Или второй вариант - на чем то (поезде/машине) до ж.д. вокзала в Милтон Кейсе или Норхэмптоне, а оттуда опять на автобусе. Мы выбрали именно последний вариант – приехали в воскресенье утром в Милтон Кейс, запарковали там машину (5 футнов на весь день) и взяли автобус до трассы (20 фунтов билет туда-назад с носа). По ходу дела я думаю, что это самый быстрый и ненапряжный путь на гонку.



Когда ехать?

Традиционно – чем раньше тем лучше. Мы выехали с вокзала МК в 9-00 и, несмотря на то что автобус шел по отдельной полосе и ехать вроде бы совсем близко все равно ехали часа полтора и в итоге утренние гонки ГП2 пропустили, попали уже только на Порше.
Назад все происходило гораздо быстрее, и уже минут за 35 мы вернулись в МК




Что еще происходит в гоночный викенд?

Много всего. В четверг был концерт группы Madness и шоу Дэвида Крофта, пятница и суббота тоже были, судя по программкам насыщены. Еще обратило внимание, что мне показалось что это ГП было менее «детское» чем например ГП Германии или Японии в том плане что детских развлечений и детей как таковых было не много. Наверное с ребенком было бы некомфортно – все таки пришло ооооччень много народу.



В воскресенье, после Порша но перед гонкой было еще три Шоу: проезд сэра Стирлинга Мосса на оригинальном Мерседесе 1955 года, гонку которую он выиграл опередив Фанхио на 0,2 секунды – наверное самый близкий или один из самых близких финишей в истории Формулы 1.




Потом было шоу Британских парашютистов (интересно, но не прямо там вау!) и шоу на самолёте BAC Typhoon. Вот Тайфун это конечно было круто!



На территории трассы стоит 1200 точек общепита, но очереди все равно собираются.
Еще из приколов который я вычитал – местная площадка для вертолетов имеет официальный статус аэропорта – Аэропорт Сильверстоуна. В 1999 году «аэропорт Сильверстоуна» установил непревзойденный рекорд как самый загруженный в мире, осуществив 4200 взлетов и посадок частных вертолетов за сутки.

Естественно был парад пилотов:



Сама Гонка.

Про гонку мне, как болельщику Williams со стажем писать тяжело. Это было волшебство и коварство в одном флаконе, что в принципе для Вильямса всегда идет рядом. Первые 15 или сколько там кругов, когда Масса и Боттас вырвались вперед и уверенно лидировали казались каким-то сном из серии «я умер и я в раю». Этого не может быть потому что Мерседес сильнее, Феррари умнее а мы всегда найдем способ облажаться. К сожалению именно это позже произошло дважды, сначала когда не предусмотрели ранний пит-стоп Хэма (хотя, по правде сказать, предусмотреть такое было тяжеловато), второй раз когда упустили подиум «2-3» и не заехали вовремя сменить резину на промежуточную. Итоговые 4-5 оставили привкус упущенной победы, хотя сам факт навязывания борьбы Мерсам порадовал безмерно. Даже в прошлом году в Австрии когда стартовали с подиума по моему Мерсы нас быстро прошли, а тут до гениального хода Хэма лидировали вполне себе уверенно, да и потом держали 2-3 стабильно.









Абстрагируясь от переживаний за Вильямс, гонка запомнилась:
- Интересным стартом, когда Мерседесы синхронно его проспали, это конечно так или иначе добавило зрелищности

- Накатами Боттаса на Массу в Luffield. Уже после гонки узнал о переговорах команды с пилотами, обвинениях то в командной тактике то в отсутствии таковой. Что могу сказать – визуально с трибуны мне было это видно так, что Боттас скорее прессингует Массу чем ему угрожает Хэм, но прессингует не настолько безапелляционно чтобы сказать, что Масса прямо там сильно медленнее. Да, ГИПОТЕТИЧЕСКИ, пропустив Валеру вперед команда ГИПОТЕТИЧЕСКИ могла бы выиграть, но ситуация на мой дилетантский взгляд выглядела не очевидно. Также понятно, что такая ситуация (лидирование 1-2) вряд ли подробно рассматривалась перед гонкой, и «домашней заготовки» на этот счёт не было. Итого я думаю, что с точки зрения команды Вильямс возможно прогадали, но по чесноку они не виноваты.

- Дождем конечно, который пугал всех пугал и все-таки пошел. В нашем повороте сразу все начали широко выходить на грани вылета, в итоге какой-то из Маноров все таки остался без носа




- Любовью местных к Хэму, теперь он трехкратный чемпион Сильверстоуна подряд, и наверное вошёл в ранг легенд. На трибунах выход Хэма на первое место сотворил массовое помешательство, ребята вокруг нас кричали и аплодировали ему каждый круг гонки когда он проезжал.



- Любовью местных к МакЛарену в целом, хоть Баттон и вылетел сразу но народ за них активно болел. Хотя народу в форме Вильямс в толпе было гораздо больше чем в других гонках что я видел, мне показалось что звуковая поддержка у Вилок меньше чем Мака и даже чем у Вилла Стивенса из Манора например, что меня немного удивило. Ну да не беда, мы еще покажем J Мне гонка запомниться именно вот таким кадром:


2 comments:

  1. «я умер и я в раю»
    я понимаю твои чувства, бро! (с)
    боление за Williams - это Боль и Страдание! нет больше мазохистов, чем болельщики Williams ! :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ну зато мы закалённые, не то что газировщики - чуть что, сразу "я обиделась и уйду" :)

      Delete